Логин
Пароль
забыли? | регистрация
На сайте: 2 | Гостей: 2 | Пользователей: 0 | Рекорд посещений: 13 (Aug 14, 2017) | Онлайн:  
Статистика Статей: 542 | Комментариев: 1883 | Пользователей: 88881 | Статей прочитано: 6490712
PDF Библиотека: только наши, только лучшие статьи | Всего: 6 | Скачаны: 30792 | Последнее поступление: 19.12.2007
Теперь наши лучшие статьи доступны для скачивание в формате PDF в нашей Библиотеке | Топ 10 скачиваний
Главная
Библиотека PDF
Вопрос/ответ
Ссылки
Банк идей
Форум
Редакция
Контакты
На сайте Аргус-М Вы найдете тесты с ответами по более чем 240 предметам, более 6000 тестов, более 63000 вопросов с ответами. geneGuard - защита сайтов малого и среднего бизнеса от взлома хакерами и конкурентов
Лента новостей
Новости за 08.09.2008
eLenoiZe records благодарит друзей и партнеров за поддержку
Электронный танцевальный лейбл eLenoiZe records благодарит своих друзей и партнеров, оказавших ему информационную поддержку в связи с открытием лейбла и опубликовавших анонс.
[1] Ответить (17846 просмотров)
Новости за 19.07.2008
A'moerte возвращаются на сцену!!!
Тверская супер тяжелая группа A'moerte после частых концертов вдруг легла на дно!
Меня заинтересовал вопрос: "В чем причина их исчезновения?"
Как сообщил гитарист группы Тимофеев Паша: "Ну мы просто не могли давать концерты. У меня сессия начиналась. У вокалиста тоже были проблемы с учебой!"

Но вы будете продалжать?

Тимофеев Паша: "Да, конечно! Вот сейчас мы пишем новую песню! Она будет еще круче тех, что мы делали до этого. Мы добавили на гитару еще одну струну, из-за чего звук стал еще ниже! Потерпите! :) Скоро вы снова о нас услышите! :)"

Ну что ж, будем ждать их конерта! :)
[2] Ответить (21699 просмотров)
Новости за 16.07.2008
SIXTERA взрывает публику!
Группа SIXTERA, которую с 26 мая 2008 года возглавил новый вокалист Клиф Роланд, стала стремительно идти вверх после своего взрывного выступления 21 июня 2008 года на Полигоне в городе Твери. Стоит заметить, что с приходом их нового вокалиста, группа кардинально изменила свой стиль, сделав музыку более агрессивной, написанием песен на английском языке для которой занялся сам Клиф Роланд.

13 Июля 2008 года вокалист группы заявил, что они больше не будут давать никаких концертов до выхода своего первого сингла, с выходом которого будет открыт и их официальный сайт.

По словам участников SIXTERA, они готовят взрывной альбом для европейской публики, но первые концерты будут даны именно в России. Выход альбома планируется на 2009 год. Ходят слухи что презентация их первого альбома будет проходить на НАШЕСТВИЕ 2009.

Клиф Роланд, словно ангел, спустившийся на землю, перед которым отворяются все двери! Да кто же такой этот Клиф Роланд? И почему у него иностранное имя? За тверскую группу взялись зарубежом? Я не знаю кто он, но делает он всё профессионально и с душой!
[8] Ответить (13331 просмотров)
Новости за 07.02.2008
Обновление раздела 10К
Уважаемые читатели, мы рады объявить вам об обновлении раздела 10К, в который были добавлены два подраздела популярных статей.

В первом из них приведены 10 наиболее популярных статей по среднему количеству прочтений в день. Мы получили несколько замечаний по поводу подраздела Самые читаемые статьи, суть которых сводилась к абсолютно верному высказыванию - новые статьи попасть в этот топ не могут. Новый подраздел Популярные статьи (прочтений в день) лишен этого недостатка, о чем красноречиво свидетельствует присутствие в топе на почетном 5 месте интереснейшей статьи Каждому стиху - свою музыку!, опубликованной совсем недавно.

Во втором подразделе Популярные статьи ("послать другу") приведены статьи, которые наши читатели наиболее часто посылают своим друзьям.

Надеемся, что читать наш журнал станет теперь еще интереснее, а в новых разделах вы найдете интересные для вас статьи, ранее еще не открытые. Мы также будем рады услышать любые замечание или предложения по улучшению нашего журнала.
[0] Ответить (11659 просмотров)
Новости за 11.01.2008
RSS-канал eLenoiZe music
Уважаемые читатели, мы рады объявить Вам о начале подписки на RSS-канал eLenoiZe music. RSS-канал (или веб-канал) - это удобная возможность оперативно узнавать о последних публикациях нашего журнала. При подписке на веб-канал он добавляется в общий список веб-каналов. Обновленная информация с веб-канала автоматически загружается на Ваш компьютер и ее можно просматривать с помощью Internet Explorer или других программ. Ознакомиться с каналом eLenoiZe music и подписаться на него можно по ссылке: RSS-канал eLenoiZe music
[0] Ответить (11274 просмотров)
Dj Alex Sendler представляет
Dj Alex Sendler продолжает серию миксов самых интересных House релизов, 2 раза в месяц вашему вниманию 90 минут эксклюзивных треков. Итак Dj Alex Sendler - UNDERGROUND SESSION 002

[1] Ответить (11440 просмотров)
Прислать новость
Вы должны быть зарегистрированы, чтобы прислать новость
 
Последние публикации
MIDI - это совсем несложно! (часть 2)
ГЛАВА 3

MIDI - это совсем несложно!




 
Из чего состоят MIDI-сообщения

Теперь немного подробнее рассмотрим, в каком виде MIDI-сообщения передаются и принимаются устройствами.

Поток MIDI-информации передается побайтно. Для контроля за состоянием линии (чтобы устройства «знали», что сигнал не потерялся) в начале каждого байта передается стартовый бит (1), а в конце - столовый (0). Каждый байт, как ему и положено, состоит из 8 значащих битов.

Любой байт, передаваемый по MIDI, является байтом либо статуса, либо значения. Статусный байт всегда первый в MIDI-сообщении, он определяет его тип и номер MIDI-канала. В каждом MIDI-сообщении содержится только один статусный байт. Байты значения содержат параметры, необходимые для данного типа MIDI-сообщения.

MIDI-сообщения, в зависимости от типа, могут иметь различную длину, то есть. состоять из одного, двух, трех и более байтов.

Статусный байт легко отличить от байта значения по состоянию старшего бита: в первом старший бит всегда установлен (1), а во втором - сброшен (0). Поскольку байт значения используется для передачи числовых параметров, а старший бит в нем всегда 0, для самих чисел остается только семь свободных битов. Этим и объясняется тот факт, что большинство MIDI-параметров могут изменяться только в пределах от 0 до 127 (2 в степени 7 минус 1, поскольку отсчет идет от нуля).

В некоторых случаях для выражения MIDI-параметров используется два байта. Поскольку в каждом из них доступно только по 7 битов, вместе они составляют 14-разрядное двоичное число, максимальное значение которого равно 16 383. Двухбайтовые параметры используются в MIDI-сообщении «изменение высоты», а также в комбинированных значениях MIDI-контроллеров (например, контроллеры О и 32, см. раздел «Типы MIDI-сообщений»).

Вообще говоря, все MIDI-сообщения делятся на «общие» и «канальные». Общие сообщения принимаются всеми устройствами независимо от настройки на определенный номер канала. Они не несут с себе информации о MIDI-канале. А в статусном байте канальных сообщений четыре младших бита зарезервированы для указания номера канала. Поскольку с помощью четырех битов можно представить только 16 различных значений, MIDI-каналов тоже может быть не больше 16. Для удобства их принято нумеровать не от 0 до 15, а от 1 до 16, то есть для получения номера MIDI-канала значение младших четырех битов статусного байта нужно увеличить на единицу.

Четыре старших бита в статусном байте определяют собственно тип MIDI-собы-тия. Типы кодируются следующим образом: 1001 - нажатие клавиши, 1000 - отпускание клавиши, 1010 - изменение давления (channel aftertouch), 1011 - смена значения контроллера, 1100 - смена программы, 1101 - изменение давления (polyphonic aftertouch), 1110 - изменение высоты (числа двоичные). Байты значения располагаются сразу вслед за статусным байтом. Несколько примеров приведено в таблице.

Двоичная последовательностьЗначение
100100010011110001000000Нажатие клавиши «до» третьей октавы на втором канале, со средней velocity (64) 
100000110111111101111111Отпускание клавиши «соль» восьмой октавы на четвертом канале с максимальной скоростью
11000000 00000000Включение на первом канале программы № 0 (обычно - фортепиано)
101110100000011101111111Установка максимальной громкости на 11 канале
10110000 01000000 01111111Нажатие демпферной педали на 1 канале
10111111 00000000 00000000
10111111 00100000 00000010
Включение банка № 2 на 16 канале (два MIDI-события, следующие одно за другим)
11100111 01000000 00000000Установка колеса высоты в среднее положение на 8 канале


Остальные MIDI-сообщения являются общими и не содержат в себе информацию о MIDI-канале. В частности, исключительное системное сообщение начинается со статусного байта 11110000. Это единственное MIDI-сообщение, байты значения которого могут содержать 1 в старшем бите. Кроме того, здесь количество этих байтов значения может достигать от нескольких десятков до нескольких миллионов. Поскольку на исключительное системное сообщение «реагирует» только одно конкретное устройство, для которого оно предназначено, а все другие его игнорируют, в стандарте MIDI определен специальный байт ЕОХ (End Of Exclusive). Его значение- 11110111. Приняв этот байт, другие устройства «понимают», что исключительное сообщение кончилось, и начинают «слушать» дальше.

Конечно, в большинстве случаев при работе с MIDI музыкант не думает о всех этих двоичных последовательностях. Однако в процессе реальной работы с MIDI-секвенсером иногда бывает удобно повозиться с некоторыми «глубинными» настройками (см. главу 7), для которых необходимо ввести последовательности в двоичном коде. Кроме того, понимание происходящего помогает быстро и легко разрешить нестандартные проблемы, которые возникают не так уж редко.

 
MIDI-секвенции и стандартные MIDI-файлы

Как уже говорилось в разделе «Типы MIDI-сообщений», MIDI-секвенцией называют записанную последовательность MIDI-сообщений и временных промежутков между ними. Такая последовательность при воспроизведении с помощью тех же устройств, на которых она записывалась, повторяет оригинал так же, как обычная аудиозапись. Однако, работая с MIDI-секвенцией, мы имеем то преимущество, что можем как угодно исправить недостатки исполнения, добавить к нему необходимую динамику, артикуляцию, агогику и, спокойно отредактировав все исполнительские параметры, зафиксировать полученный результат. Кроме того, MIDI-секвенция, записанная в файл, занимает очень немного места по сравнению с аудиозаписью.

Для работы с MIDI-секвенциями сегодня существуют специальные программы-секвенсеры (см. в главе 7), благодаря которым редактирование стало исключительно удобным и приятным занятием. Теперь рассмотрим, каким образом MIDI-сообщения записываются в секвенцию.

Логично предположить, что сами MIDI-сообщения записываются в виде тех же двоичных последовательностей. Вопрос заключается только в способе записи временных промежутков между ними.

В различных аппаратных, да и некоторых программных секвенсерах реализованы разные способы записи временных промежутков. Один из них - запись в стандартные MIDI-файлы.

Стандартные MIDI-файлы являются неким универсальным форматом записи MIDI-секвенций. Несмотря на то что любой программный (и тем более аппаратный) секвенсер имеет собственный формат записи MIDI-данных, возможность чтения и записи стандартных MIDI-файлов предусмотрена в подавляющем большинстве из них. Имена стандартных MIDI-файлов обычно имеют расширения .mid или .midi. Возможность работы со стандартными MIDI-файлами предусмотрена в некоторых системах многоканального сведения аудио, а программы для работы с нотной графикой обычно позволяют импортировать MIDI-файлы с последующим преобразованием данных.

Стандартные MIDI-файлы могут быть трех различных типов, которые называют тип О, тип 1 и тип 2. В файлах типа 0 весь поток MIDI-информации записывается последовательно. В файлах типа 1 (наиболее распространенных сегодня) MIDI-сообще-ния, передаваемые по разным MIDI-каналам, записываются в отдельные «дорожки» (tracks). Это намного облегчает восприятие музыкальной структуры (например, при загрузке в программу-секвенсер) и редактирование. В MIDI-файлах типа 2 предусмотрена возможность установки отдельных структурных параметров для каждой дорожки. Это очень интересная возможность, однако практически она никогда не используется. Да и сами файлы типа 2 встречаются довольно редко.

 
Стандарт General MIDI и его «близнецы» 

 
Набор инструментов General MIDI (GM)

Одним из основных недостатков хранения музыкальной информации в виде MIDI-секвенций традиционно считалась необходимость привязки к конкретному устройству. Действительно, поскольку «инструменты» в MIDI-секвенции выбираются с помощью сообщения «смена программы», имеющего числовой параметр, при замене музыкального модуля изменяются и тембры звучащих «инструментов». Предположим, например, что секвенция была сделана с использованием синтезаторов серии Yamaha PSS, а музыка начиналась тембром «Cosmic» (характерный «синтезаторный» FM-тембр). «Инструмент», играющий этим тембром, имеет в данном устройстве номер 1, значит в начале MIDI-секвенции есть МГО1;сооб-щение «смена программы» с параметром 1. Теперь представим себе, что вместо Yamah'n PSS вы хотите использовать ProTeus 1. Если проиграть эту секвенцию на нем, то вместо синтезаторного тембра мы услышим фортепианный (он имеет номер 1 в наборе Proteus'a). Другие тембры также изменятся, и в результате вам придется снова редактировать секвенцию, чтобы ее звучание стало похоже на то, что было задумано.

Поэтому производители решили договориться о некотором стандартном наборе «инструментов», номера которых в наборе совпадали бы. Иными словами, при замене MIDI-устройства секвенция в этом случае будет звучать приблизительно так же, ибо номера MIDI-программ в этих устройствах соответствуют приблизительно одинаковым тембрам. Этот стандартный набор состоит из 128 инструментов и называется General MIDI (GM).

Например, вы работали с MIDI-секвенцией, используя встроенный синтезатор звуковой карты Creative Sound Blaster AWE 64, и использовали тембры фортепиано (№. 1), флейты (№ 74) и кларнета (№ 72). Допустим, вы теперь решили заменить звуковую карту на Turtle Beach Tropez Plus. Поскольку оба эти устройства поддерживают стандарт General MIDI, вы можете быть уверены, что номера в сообщениях «смена программы» вашей секвенции менять не придется - № 1 все равно будет обозначено фортепиано, № 74 - флейта, а № 72 - кларнет. Конечно, тонкости звучания и внутренние параметры исполнения у этих «инструментов» могут отличаться от оригинала, но главное то, что номера тембров остаются неизменными.

Для облегчения ориентации в номерах тембров General MIDI все они разделены на группы по 8 штук. Вначале (№ 1-8) расположены клавишно-ударные инструменты. За ними (№ 9-16) следуют ударные с определенной высотой звука. № 17-24 используются для клавишно-духовых, № 25-32 для гитар, № 33-40 для различных басов. Далее следуют симфонические тембры: № 41-48 использованы для струнных (правда, № 48 почему-то занимают литавры), на № 49-56 располагаются ансамблевые тембры, затем № 57-64 занимают медные духовые, № 65-72 - язычковые деревянные духовые и № 73-80 - «флейтоподобные» духовые. Потом следуют «электронные» тембры: электрогитары (№ 81-88), «синтезаторные» тембры (№ 89-96) и электронные эффекты (№ 97-104). На № 105-112 расположены тембры этнических инструментов, а на № 113-120 - латинские и «нестандартные» ударные. Последняя восьмерка содержит акустические звуковые эффекты (№ 121-128). Стандартные значения тембров General MIDI приведены в таблице.

Стандартное английское обозначениеЗначение
1Acoustic PianoФортепиано
2Bright Piano Концертный рояль
3Electric Grand PianoЭлектрический рояль
4Honky Tonk PianoРасстроенное фортепиано
5Electric Piano IЭлектропиано 1
6Electric Piano IIЭлектропиано 2
7HarpsichordКлавесин
8ClavinetКлавинет
9CelestaЧелеста
10GlockenspielКолокольчики
11Music BoxМузыкальная шкатулка
12VibraphoneВибрафон
13MarimbaМаримба
14XylophoneКсилофон
15Tubular BellsКолокола (трубчатые)
16DulcimerЦимбалы
17Drawbar OrganОрган
18Percussive OrganОрган с ударной атакой
19Rock OrganРок-орган
20Church OrganЦерковный орган
21Reed OrganЯзычковый орган
22AccordionАккордеон
23HarmonicaГубная гармошка
24Tango AccordionТанго-аккордеон
25Nylon GuitarГитара (нейлоновые струны)
26Steel StringГитара (стальные струны)
27Jazz GuitarДжазовая гитара
28Clean GuitarАкустическая соло-гитара
29Muted GuitarПриглушенная гитара
30Overdriven GuitarГитара с перемодуляцией
31Distortion GuitarГитара с искажениями (эффект дисторшн)
32Guitar HarmonicsГитарные гармоник
33Acoustic BassБас-гитара
34Fingered Bass (Electric Bass)Бас-гитара (пальцевым щипком)
35Picked BassБас-гитара (медиатором)
36Fretless BassБезладовая бас-гитара
37Slap Bass IСлэп 1
38Slap Bass IIСлэп 2
39Synth Bass IСинтезаторный бас 1
40Synth Bass IIСинтезаторный бас 2
41ViolinСкрипка
42ViolaАльт
43CelloВиолончель
44ContrabassКонтрабас
45Tremolo StringsТремолирующие струнные
46Pizzicato StringsСтрунные пиццикато
47HarpАрфа
48TimpaniЛитавры
49String Ensemble IСтрунные 1
50String Ensemble IIСтрунные 2
51Synth Strings IСинтезированные струнные 1
52Synth Strings IIСинтезированные струнные 2
53Choir AahsХоровое «а»
54Voice OohsГолосовое «о»
55Synth VoiceСинтезированный голос
56Orchestra HitОркестровый акцент
57TrumpetТруба
58TromboneТромбон
59TubaТуба
60Muted TrumpetЗасурдиненная труба
61French HornВалторна
62Brass SectionМедная духовая группа
63Synth Brass IСинтезированные медные 1
64Synth Brass IIСинтезированные медные 2
65Soprano SaxophoneСопрановый саксофон
66Alto SaxophoneАльтовый саксофон
67Tenor SaxophoneТеноровый саксофон
68Baritone SaxophoneБаритоновый саксофон
69OboeГобой
70English HornАнглийский рожок
71BassoonФагот
72ClarinetКларнет
73PiccoloФлейта пикколо
74FluteФлейта
75RecorderБлокфлейта
76Pan FluteФлейта Пана
77Blown BottleДуновение в бутылку
78ShakuhachiШакухачи
79WhistleСвист
80OcarinaОкарина
81Square LeadСоло-гитара (прямоугольная волна)
82Sawtooth LeadСоло-гитара (пилообразная волна)
83Calliope LeadCalliope-гитара
84Chiff LeadChiff-гитара
85Charang LeadCharang-гитара
86Voice LeadСоло-гитара (голосовой тембр)
87Fifth LeadСоло-гитара (с квинтовым обертоном)
88Bass&LeadБас и соло-гитара
89New Age PadСинтезаторный звук «нью-эйдж»
90Warm PadТеплый синтезаторный звук
91Polysynth PadПолисинтезатор
92Choir PadХоровой синтезаторный звук
93Bowed PadСмычковый синтезаторный звук
94Metallic PadМеталлический синтезаторный звук
95Halo Pad«Ореол»
96Sweep PadКачающийся звук
97RainДождь
98SoundtrackЗвуковая дорожка
99CrystalХрусталь
100AtmosphereАтмосфера
101BrightnessЯркость
102GoblinsГоблины
103Echo SweepКачающееся эхо
104Sci FiSciFi
105SitarСитар
106BanjoБанджо
107ShamisenШамисен
108KotoКото
109KalimbaКалимба
110BagpipeВолынка
111FiddleУличная скрипка
112ShanaiСанаи
113Tinkle BellЗвенящий колокольчик
114AgogoАгого
115Steel DrumsСтальные барабаны
116WoodblockКоробочка (гольцтон)
117Taiko DrumТаико
118Melodic TomМелодический томтом
119Synth DrumСинтезированный барабан
120Reverse CymbalРеверсивная тарелка (запись в обратную сторону)
121Guitar Fret NoiseШум гитарных ладов
122Breath NoiseДыхание
123SeashoreМорской берег
124Bird TweetЧириканье
125Telephone RingТелефонный звонок
126HelicopterВертолет
127ApplauseАплодисменты
128GunshotВыстрел


При этом нужно помнить, что реальные числовые значения, которые пересылаются в MIDI-сообщениях «смена программы», находятся в диапазоне от 0 до 127, а не от 1 до 128. Так что, если вы будете редактировать MIDI-поток непосредственно, номер GM-тембра будет на единицу меньше указанного в таблице.

Как вы, вероятно, уже заметили, среди «инструментов» General MIDI не нашлось места такому уже ставшему традиционным «инструменту», как набор ударных (в котором каждой клавише соответствует свой тембр - малый барабан, хай-хэт, удар по ободу и т. п.). Поэтому в GM-устройствах для набора ударных выделяется 10-й MIDI-канал. Передаваемые по 10 каналу MIDI-сообщения всегда воспроизводятся набором ударных.

Для наборов ударных в стандарте General MIDI определено значение каждой клавиши. Используются клавиши от «ре-диез» нулевой октавы (номер 28) до «ре-диез» пятой октавы (номер 87). В следующей таблице приведены стандартные для General MIDI значения клавиш в наборе ударных.

ВысотаСтандартное обозначениеЗначение
27D#0HighQВысокое Q
28Е0SlapСлэп
29F0Scratch PushЦарапанье (от себя)
30F#0Scratch PullЦарапанье (к себе)
31G0SticksБарабанные палочки
32G#0Square ClickЭлектронный метроном
33А0Metronome ClickМетроном
34А#0Metronome bellЗвенящий метроном
35В0Acoustic Bass DrumАкустический большой барабан
36С1Bass Drum 1Большой барабан
37С#1Side StickУдар по ободу
38D1Acoustic SnareАкустический малый барабан
39D#1Hand ClapХлопок в ладоши
40E1Electric SnareЭлектрический малый барабан
41F1Low Floor TomНизкий напольный томтом
42F#1Closed High HatЗакрытый хэт
43G1High Floor TomВысокий напольный томтом
44G#1Pedal High HatХэт (педалью)
45A1Low TomНизкий томтом
46A#1Open High HatОткрытый хэт
47B1Low-Mid TomНизкий средний томтом
48C2High-Mid TomВысокий средний томтом
49C#2Crash Cymbal 1Крэш-тарелка
50D2High TomВысокий томтом
51D#2Ride Cymbal 1Райд-тарелка
52E2Chinese CymbalКитайская тарелка
53F2Ride Cymbal BellРайд-тарелка (по центральной части)
54F#2TambourineБубен
55G2Splash CymbalСплэш-тарелка
56G#2CowbellКоровий (альпийский) колокольчик
57A2Crash Cymbal 2Крэш-тарелка 2
58A#2VibraslapВибрирующий слэп
59B2Ride Cymbal 2Райд-тарелка 2
60C3High BongoВысокий бонго
61C#3Low BongoНизкий бонго
62D3Mute High BongoЗакрытый высокий бонго
63D#3Open High BongoОткрытый высокий бонго
64E3Low CongaНизкая конга
65F3High TimbaleВысокий тимбал
66F#3Low TimbaleНизкий тимбал
67G3High AgogoВысокий агого
68G#3Low AgogoНизкий агого
69A3CabasaКабаса
70A#3MaracasМаракас
71B3Short WhistleКороткий свисток
72C4Long WhistleДлинный свисток
73C#4Short GuiroКороткое гуиро
74D4Long GuiroДлинное гуиро
75D#4ClavesКлавес
76E4High WoodblockВысокая коробочка
77F4Low WoodblockНизкая коробочка
78F#4Mute CuicaЗакрытая куика
79G4Open CuicaОткрытая куика
80G#4Mute TriangleЗакрытый треугольник
81A4Open TriangleОткрытый треугольник
82А#4ShakerШейкер
83В4Jingle BellsБубенцы
84С5BelltreeБунчук
85С#5CastanetsКастаньеты
86D5Mute SurdoЗакрытый сурдо
87D#5Open SurdoОткрытый сурдо


В последнее время среди музыкантов стало «модным» подвергать стандарт GM довольно сильной критике. При этом обычно называют два его основных недостатка. Во-первых, несмотря на идентичность (или схожесть) названий «инструментов», в различных звуковых модулях они построены по-разному, что может дезориентировать музыканта, считающего свою MIDI-композицию «универсальной»; а для того, чтобы она действительно являлась таковой, ему необходимо отказаться от использования большинства исполнительских штрихов. Во-вторых, ограниченный набор из 128 инструментов не дает музыкантам «развернуться».

Все это отчасти верно. Однако GM позволяет пусть и не идеально, но все же унифицировать MIDI-секвенции. Нельзя не согласиться, что впервые воспроизводя незнакомую секвенцию, лучше сразу услышать ее тембровое решение, чем гадать, какие же все-таки тембры имелись в виду (а «угадать» зачастую бывает просто невозможно). Что же касается ограниченного количества «инструментов», уместно вспомнить, сколько инструментов с учетом различных приемов игры предоставляет традиционный симфонический оркестр - в зависимости от способа подсчета получается обычно цифра от 40 до 90, что явно меньше, чем 128. Любое устройство, соответствующее спецификации General MIDI, помимо перечисленного набора из 128 «инструментов» и 61-звучного набора ударных на 10 MIDI-канале, должно отвечать следующим требованиям:


  • многотембровость с одновременным использованием 16 MIDI-каналов;

  • 24-голосная полифония;

  • возможность использования velocity, колеса высоты, а также 7 основных контроллеров (громкость, выразительность, пространственная локализация, демпферная педаль, вибрато и др).



 
Стандарт Roland GS

В связи с некоторой «ограниченностью» набора из 128 тембров некоторыми фирмами-производителями музыкального оборудования неоднократно предпринимались попытки расширения стандарта General MIDI. Так появились еще два достаточно распространенных стандарта (хотя и гораздо менее, чем GM). Один из них, разработанный компанией Roland, носит имя General Sound (GS).

Этот стандарт имеет «обратную совместимость» с General MIDI, то есть предполагается, что любая MIDI-секвенция, созданная для GM-устройств, может быть успешно воспроизведена и на GS-устройствах. Все GS-устройства должны соответствовать перечисленным выше требованиям к GM-устройствам. Кроме того, для них предусмотрены некоторые дополнительные требования:


  • минимальный набор из 226 «инструментов», причем для выбора «инструментов», не входящих в базовый набор, используется переключение банков с помощью контроллера № 0;

  • несколько (до 128) различных 61-звучных наборов ударных;

  • поддержка как минимум 20 контроллеров;

  • возможность динамической редакции по MIDI восьми звуковых параметров (время атаки и затухания, частота среза фильтра, скорость вибрато и пр.);

  • возможность динамической редакции по MIDI пяти параметров для ударных тембров (высота, пространственная локализация, а также уровень громкости, реверберации и хоруса);

  • широкие возможности редактирования звучания с помощью исключительных системных MIDI-сообщений.



Стандарт GS не получил столь широкого распространения, как General MIDI, однако многие музыканты все же отдают ему предпочтение. Более того, с GS-стан-дартом обычно считаются производители музыкальных программ и MIDI-редак-торов. Например, в программе Cubase (см. главу 7) существует специальный редактор для GS-устройств.

 
Расширенный стандарт XG

Другим распространенным расширением General MIDI является разработанная компанией Yamaha спецификация XG (Extended General MIDI). Она была впервые описана в 1994 году. Стандарт XG, как и GS, обладает «обратной совместимостью» с General MIDI. Любая GM-секвенция может быть воспроизведена йа XG-устройстве, но не наоборот.

Прежде всего, спецификация XG поддерживает гораздо большее количество «инструментов», чем GM и GS. Устройства, соответствующие этой спецификации, должны обеспечивать переключение банков с помощью контроллеров № 0 и № 32, как было описано выше (всего поддерживается, таким образом, 2 097 152 различных «инструмента»). Минимальный набор, определенный в спецификации, должен содержать 480 инструментов.

Кроме того, контроллер № 0 определяет еще и тип выбираемого «инструмента». Если значение этого контроллера равно 0, то выбирается «мелодический» голос, а при значении, равном 64, выбирается «эффект». Если нулевой контроллер имеет значение 126, это означает выбор «набора эффектов», в котором каждой клавише соответствует свой звук. И наконец, значение 127 включает какой-либо набор ударных. Кстати, это позволяет использовать любой из 16 MIDI-каналов для партии набора ударных (а не только 10-й, как в GM). И наоборот, 10-й канал может быть использован для любого типа «инструмента». Если же выбранный «инструмент» отсутствует на данном XG-устройстве, то вместо него включается соответствующий GM-тембр.

Спецификация XG предусматривает и большие возможности редакции исполнительских параметров по MIDI. Это могут быть такие параметры, как время атаки и затухания, частота и крутизна среза фильтра и пр.

Предусмотрены также три группы эффектов - реверберация, хорус и вариативные эффекты. Минимальное количество типов реверберации и хоруса - 8, а вариа-тивных эффектов - 35. Вариативные эффекты включают в себя как различные варианты и комбинации реверберации и хоруса, так и дополнительные эффекты - вращение, тремоло, амплитудное вибрато, вау-вау, искажение и т. п. Любой эффект может быть использован как на отдельном MIDI-канале, так и на общем выходе.

Все три группы эффектов можно использовать одновременно, причем их параметры легко изменять с помощью MIDI-сообщений. Некоторые XG-устройства имеют управляемые по MIDI графические эквалайзеры. Эти эквалайзеры могут быть либо пресетные (в этом случае по MIDI можно изменять тип установки эквалайзера), либо настраиваемые. В последнем случае пользователь получает возможность очень гибкой работы со звуковым спектром в реальном времени, причем совершенно не загружая ресурсы процессора: ведь компьютер работает с обычным потоком MIDI-информации.

Кроме того, в XG-устройствах можно применять эффекты к внешнему звуковому каналу. Практически это означает, что пользователь имеет возможность подключить к устройству микрофон или, к примеру, электрогитару и применять к входящему звуковому сигналу все те же самые эффекты, которые доступны на MIDI-дорож-ках. Сами эффекты при этом контролируются по MIDI обычным образом.

Спецификация XG применяется в основном в звуковых модулях производства Yamaha (например, в последнее время стала очень популярной дочерняя звуковая карта Yamaha DB50XG). Однако в звуковых модулях других фирм также часто можно встретить полную или частичную поддержку XG. А отдельные элементы спецификации XG уже настолько прочно вошли в нашу жизнь, что воспринимаются большинством пользователей как неотъемлемая часть стандарта MIDI. Многие программы MIDI-редакции (например, Cubase от компании Steinberg или Cakewalk от Twelvetone Systems) имеют удобные средства для управления XG-устройствами.
Написал: EM | Профиль
Также в рубрике Послать эту статью другу
MIDI - это совсем несложно! (часть 1)
Зачем музыканту компьютер
Звуковые карты
Использование простейших звуковых и музыкальных программ
Каждому стиху – свою музыку!
Комментарии
Написать комментарий


Уведомлять о других комментариях к этой статье

Релизы
Neuroprogressive 2007
Deep Space EP
Hypnotique
Moscow Pink Morning (S...
Entropy (Spex Remix)
Back To Me (Spex Remix)
 Поиск
 Рассылка
 Сделать стартовой | В избранное
Пригласить друга | Прислать новость | Прислать статью
© 2003-2007 Электронный журнал eLenoiZe music О проекте | Ссылка на нас | Реклама